Агрессивные дети
Внешние причины агрессивности
Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие
родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к
проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время
поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в
семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как
норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что
говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.
Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила
является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в
“бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает
поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком
случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка
изменится.
Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных
героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых –
боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства,
катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в
компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия
агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому
возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от
давления окружающей действительности.
Внутренние причины агрессивности
• Агрессивность
– проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
• Неумение
адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
• Высокая
тревожность, ощущение отверженности.
• Неадекватная
самооценка (чаще заниженная).
• Стремление
привлечь внимание взрослых.
Агрессивность как свойство
личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда
человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже
необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек
умел выражать свои негативные эмоции адекватно. Но бывает, что агрессивность становится
свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в
патологическую особенность личности? Примерные
критерии агрессивности Младшие школьники:
• часто теряют
контроль над собой;
• часто спорят
и ссорятся с окружающими;
• отказываются
выполнять просьбы взрослых;
• намеренно
вызывают у других чувство раздражения;
• обвиняют
других в своих ошибках;
• могут
вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
• часто
испытывают чувство злости, гнева, зависти; долго помнят обиду, стремясь отомстить; мнительны и
раздражительны.
Средний
школьный возраст и подростки:
• угрожают
другим людям словами, жестами, взглядом;
• выступают
инициаторами драк;
• не
испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям,
жестоки, не раскаиваются в содеянном;
• не считаются
с мнением родителей, их запретами;
• прогуливают
уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.
Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы
половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее
чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и
семье) необходима помощь специалиста.
Разобравшись с причинами появления агрессивности у детей,
обратимся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой
ребенок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные
моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него
ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как
правило заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению
детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально –
шишками, слезами, жестоким поведением.
Вы заметили, что ребенок агрессивен,
часто играет в агрессивные игры. Что делать?
• Исключите
агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые
фразы в разговоре и т.д.)
• Помогите
ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их
адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
• Помните:
взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной
жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
• Повышайте
самооценку ребенка.
• Старайтесь
чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и
понять, чем они вызваны.
• Не
наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны
провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь
его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
• Старайтесь,
чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(“Надо беречь природу”, - говорит
мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
“Драться нехорошо”, - говорит папа,
но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”)
• Помогите
ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые
коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
• За агрессию
бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в
глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.