Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Амплификация – обогащение детского развития.
Вариативная часть основной
общеобразовательной программы дошкольного образования – это часть
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая
участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и
отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных
направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических,
национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в
которых осуществляется образовательный процесс.
Вариативность среды – наличие в
Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость
игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Возрастная адекватность дошкольного
образования – соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития детей.
Воспитанники – лица,
осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица,
осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием
или нахождением в образовательной организации. Доступность среды – доступность
для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и
оборудования.
Дошкольное детство – гибкость,
пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность.
Дошкольная образовательная организация – образовательная
организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности
образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного
образования, присмотр и уход за детьми.
Двигательная форма активности ребёнка – овладение
основными движениями.
Игровая деятельность –
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.
Изобразительная форма активности
ребёнка – рисование, лепка, аппликация.
Индивидуализация образования – поддержка
ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная
коррекция особенностей его развития.
Индивидуализация дошкольного
образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Инновационная деятельность ориентирована на
совершенствование научно-педагогического, учебно-методического,
организационного, правового, финансово-экономического, кадрового,
материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в
форме реализации инновационных проектов и программ организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере
образования организациями, а также их объединениями.
Качество образования – социальная
категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в
обществе, его состояние потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных
групп в развитии и формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций
личности. Качество образования определяется совокупностью показателей,
характеризующих различные аспекты образовательной деятельности учреждения:
содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу,
кадровый состав и т. д., которые обеспечивают образование детей.
Коммуникативная деятельность – общение и
взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Коррекционная работа и/или инклюзивное
образование – обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей
с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в
освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Материально-техническое обеспечение
программы – учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Механизмы развития ребёнка – общение, игра,
познавательно-исследовательская деятельность.
Музыкальная форма активности ребёнка – восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игра на детских музыкальных инструментах.
Образование – единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым
благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок,
опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Образовательные области дошкольного
образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательные программы – программы,
направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации
личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ. Сюда входят программы дошкольного
образования, начального общего образования, основного общего образования,
среднего (полного) общего образования – документы государственного образца, характеризующие
содержания образования и направленные на достижение определённых государством
образовательных уровней.
Образовательные программы дошкольного
образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом соответствующих
примерных образовательных программ дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного
образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования,
на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных
для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Образовательная деятельность – деятельность
по реализации образовательных программ.
Образовательная среда – совокупность
образовательного процесса, особенностей его организации, а также его
программно-методического, учебно-материального, материально-технического,
психолого-педагогического, медико-социального обеспечения (в том числе
предметно-развивающей среды, ТСО, медицинского сопровождения, питания).
Образовательная среда для ребенка
дошкольного возраста - предметно-пространственная развивающая образовательная
среда;
характер взаимодействия со
взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система
отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Обучение –
целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности,
развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной
жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение
всей жизни.
Обучающийся – физическое
лицо, осваивающее образовательную программу.
Обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Основные характеристики дошкольного
образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования.
Педагогическая диагностика – оценка
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник – физическое
лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по
обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной
деятельности.
Познавательное развитие предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира.
Познавательно-исследовательская
деятельность – исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с
ними.
Полифункциональность материалов – разнообразное
использование различных составляющих предметной среды, например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие в Организации или Группе
полифункциональных (не обладающих жестко закреплённым способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей
в детской игре).
Преемственность между дошкольным и
начальным звеньями образования – это связь и
согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания,
методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное
развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях
образования.
Примерная основная образовательная
программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный
календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые
объем и содержание образования определенного уровня и (или) определённой
направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты
нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной
программы.
Присмотр и уход за детьми – комплекс мер
по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению
соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Психологическая диагностика развития
детей – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей
детей.
Психолого-педагогическая, медицинская
и социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое
консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и
педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с
обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс реабилитационных и
других медицинских мероприятий.
Развивающая образовательная
среда – система условий социализации и индивидуализации детей.
Речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Самоценность детства – понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот
период есть период подготовки к следующему периоду.
Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Специальные условия образования – специальные
образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные
пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства
коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ,
адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для
свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а
также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные
услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду
жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с
ограниченными возможностями здоровья затруднено.
Средства обучения и воспитания – приборы,
оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе
музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и
аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации
образовательной деятельности.
Трансформируемость пространства – изменения
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Уровень образования – завершённый цикл
образования, характеризующийся определённой единой совокупностью требований.
Федеральный государственный
образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к
образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и
направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Целевые ориентиры дошкольного
образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. Они не являются основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Экспериментальная деятельность направлена на
разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий,
образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и
условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.
Источники:
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».