В современной образовательной среде наличие личной страницы для педагога является важным критерием для оценки его профессиональной деятельности, его методической, воспитательной работы.
Интернет-ресурс
выступает в качестве формы представления личного вклада педагогического
работника в развитие образования и может существовать в следующих форматах:
— персональный сайт
педагога;
— персональная
страница педагога на сайте образовательной организации, в которой
осуществляется его профессиональная деятельность.
Размещаемые на личной
странице педагога материалы должны иметь образовательный, воспитательный,
познавательный характер, способствовать гармоничному и позитивному развитию
целевой аудитории и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим
нормам и не идти в разрез с законодательством РФ. Информация должна быть
достоверной и актуальной, не требовать дополнительной проверки и уточнений,
соответствовать следующим критериям: информативность, правильная стилистика,
орфографическая грамотность, недискриминационный характер.
Webстраница должна
способствовать воспитанию этики пользования Интернетом и прививать навыки его
безопасного использования.
Информация, выкладываемая
на web-ресурсе должна соответствовать требованиям профессиональной этики
педагога и исключать личные увлечения, фотографии, мысли на политические и
социальные темы.
Наполнение сайта
следует насыщать той информацией, которая объективно отражает профессиональный
уровень педагога, создает благоприятное впечатление от личностных качеств
педагога и его работы. Важно отметить, что информация должна быть именно
объективной.
Одной из важных
проблем современной информационной этики можно считать проблему плагиата и
авторского права. Педагоги, размещая на своих ресурсах методические,
дидактические и учебные материалы, подчас забывают об авторском праве и
копируют информацию с первого попавшегося источника интернете. Подобные
действия противоречат этическому кодексу глобальной сети и мотивированы,
скорее, стремлением выдать желаемое за действительное.
Следует работать на ту
аудиторию, с которой педагог собирается общаться на страницах своего сайта.
Здесь важно представить себя на месте воспитанников, родителей, коллег и
размещать на персональном сайте ту информацию, которая будет им интересна и
полезна. Кроме того, нельзя забывать о защите персональных данных. При
необходимости страницы сайта, на которых размещена конфиденциальная информация,
можно закрыть паролем, ограничив доступ широкому кругу пользователей.
Первое впечатление о
личной странице педагога посетители получают от оригинального дизайна, ярких
иллюстраций и броских заголовков, а далее идет знакомство с содержанием
страницы. Содержание личной страницы педагога требует от автора повышенного
внимания и ответственности. Родители, коллеги могут навсегда потерять доверие к
материалам сайта, если в его содержании есть неточности, ошибки, небрежное
оформление, неудачно сформулированные фразы, неграмотные ссылки и т. д.
При размещении текстов
на личной странице педагога следует выполнять некоторые правила.
Во-первых, чтение
текста с экрана монитора происходит приблизительно на 25% медленнее, чем чтение
печатного текста. Поэтому рекомендуется на web-страницах размещать не более 50%
текста, который может быть использован для передачи того же материала в
печатном издании. Информацию большого объема следует разбивать на несколько
страниц, связанных между собой гиперссылками. Площадь экрана монитора
ограничена, и для того, чтобы текст поместился на нем, приходится прибегать к
механизму прокрутки, пользоваться которым не всегда удобно.
Во-вторых, для
загрузки объемных материалов часто требуется много времени, следовательно,
пользователь может попросту не дождаться загрузки ресурсов. Поэтому следует по
возможности сокращать объем материалов, размещаемых в интернете.
В-третьих,
предлагаемые тексты следует разбивать на части, разделы, абзацы, которые будут
иметь заголовки и подзаголовки, несущие смысловую нагрузку. Ключевые слова
важно выделить цветом или начертанием. Кроме того, текст можно предлагать в
виде таблиц, списков, схем, что позволяет структурировать информацию, она лучше
воспринимается и запоминается.
В-четвертых, в тексте
возможно использование метафор, цитат, крылатых выражений, занимательных
примеров, увлекательных фактов, умеренной дозы юмора. Все это делает текст
привлекательным, интересным, запоминающимся.
В-пятых, тексты
следует оформлять в едином стиле, который обычно представляет собой смесь
научного и публицистического.
Научному стилю
изложения присущи точность, однозначность, логичность, строгость. Для
публицистического стиля характерны описательность и метафоричность, более
«живое» изложение и использование свободных выражений.
И, наконец, при
создании и размещении материалов следует использовать гипертекстовые ссылки
везде, где это возможно и целесообразно. Ссылки могут связывать как страницы и
разные материалы сайта ДОУ между собой, так и обращать пользователей к
содержанию других сайтов.
Интернет-ресурс
педагогического работника должен отражать:
Визитка — информация
об авторе и его педагогической деятельности:
фото педагога;
должность, место
работы, образование, квалификация;
электронный портфолио:
достижения, награды, грамоты, дипломы, сертификаты;
данные о повышении
квалификации;
список публикаций (возможно
с краткими аннотациями);
фотографии, статьи,
видео об авторе;
достижения
воспитанников: участие в конкурсах, проектах, фестивалях.
Методическая копилка
профессиональной педагогической деятельности:
Образовательная
деятельность
конспекты НОД;
авторские цифровые
образовательные ресурсы, в том числе и презентации;
учебно-методические
материалы;
проектные
(исследовательские) работы воспитанников, фотоотчёты о деятельности детей и
педагога;
ссылки на внешние
ресурсы и другое.
Совместная
деятельность ребёнка и педагога.
работа с одаренными
детьми;
план работы кружка,
студии;
отчет о проведенных
мероприятиях, акциях и другое.
В данном случае сайт
позволяет педагогу не только презентовать свой педагогический опыт широкой
аудитории, но и накапливать практически значимый материал, осуществлять
рефлексию и корректировку своей педагогической деятельности.
Советы родителям:
памятки, буклеты;
советы родителям по
отдельным аспектам воспитания;
Достижения учащихся:
исследовательские и
проектные работы,
дипломы,
грамоты,
сертификаты учащихся и
многое другое.
Следует помнить, что
информация о достижениях должна быть точна и конкретна. Например, если речь
идет о конкурсе, то необходимо указать: кем он был организован, каков его
статус, что представлялось в качестве конкурсных материалов. При отсутствии
такого комментария информация о достижениях обесценивается и становится
безликой и формальной.
Фотогалерея обычно
быстро пополняется фотографиями, поэтому заранее следует предусмотреть ее
многоступенчатую структуру, т. е. список в виде набора гиперссылок.
Интерактивные формы
общения и обратной связи:
контактная информация,
e-mail, ссылки на профили в социальных сетях, если такие имеются;
форум, чат или блог;
гостевая книга, отзывы
посетителей;
опросы для различных
категорий участников образовательного процесса;
новостная лента.
Нормативно-правовая
база профессиональной педагогической деятельности:
ссылки на основные
нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам по
направлению профессиональной педагогической деятельности;
информация об
используемых в работе программах, учебно-методических комплектах и т.п.
Итак, при создании
сайта основное внимание следует обращать на его информационное наполнение.
Качество предоставляемой информации является решающим фактором, определяющим
практическую ценность сайта. Грамотно написанный текст, сопровождаемый хорошими
графическими и мультимедийными иллюстрациями – вот признаки качественно
организованной страницы.