Ориентиры образовательной деятельности ДОО
ориентиры образовательной деятельности
разработаны с учетом интересов заинтересованных сторон.
Целевые ориентиры образования для детей младшей
группы.
·
Ребенок может спокойно, не мешая другому
ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной
совместной практической деятельности.
·
Проявляет стремление к положительным
поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют
постоянного внимания воспитателя.
·
Активно участвует в разнообразных видах
деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию
свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом
общении, в творчестве.
·
Принимает цель, в играх, в предметной и художественной
деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до
определенного результата.
·
Охотно включается в совместную
деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы
взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения
режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в
повседневном общении и бытовой деятельности.
·
Владеет игровыми действиями с игрушками
и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких
эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить
собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
·
Значительно увеличился запас слов,
совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только
простыми, но и сложными предложениями.
·
Владеет элементарной культурой поведения
во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания.
Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком,
расческой).
·
Проявляет стремление к наблюдению,
сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных
эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с
предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности
переживает чувство удивления, радости познания мира.
·
Знает свои имя, фамилию, пол, возраст.
Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я
умею строить дом»), узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу,
своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников.
·
Освоил некоторые нормы и правила
поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно»,
«нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка
нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных
действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого,
принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки,
иллюстрации, слушает комментарии.
Целевые ориентиры образования для детей средней
группы.
·
Ребенок может применять усвоенные знания
и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
·
Доброжелателен в общении со сверстниками
в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно
участвует в них.
·
Овладевает умениями экспериментирования
и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и
бытовых задач. Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные,
музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности
·
Откликается на эмоции близких людей и
друзей. Испытывает радость от общения с животными и растениями, как знакомыми,
так и новыми для него. Сопереживает персонажам сказок. Эмоционально реагирует
на художественные произведения, мир природы.
·
Проявляет стремление к общению со
сверстниками, нуждается в содержательных контактах со сверстниками по поводу
игрушек, совместных игр, общих дел, налаживаются первые дружеские связи между
детьми. По предложению воспитателя может договориться со сверстником. Стремится
к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников.
·
В играх наблюдается разнообразие
сюжетов. Называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры.
Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов- заместителей, с
интересом включается в ролевой диалог со сверстниками. Выдвигает игровые
замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета. Вступает в ролевой диалог. В
играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату.
·
Речевые контакты становятся более
длительными и активными. Для привлечения и сохранения внимания сверстника
ребенок использует средства интонационной речевой выразительности (силу голоса,
интонацию, ритм и темп речи). Выразительно читает стихи, пересказывает короткие
рассказы, передавая свое отношение к героям. Использует в речи слова участия,
эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления
отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка
передает эмоциональные состояния людей и животных.
·
Движения стали значительно более
уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую потребность в движении,
отличается высокой возбудимостью.
·
Выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни:
рассказывает о последовательности и необходимости выполнения
культурно-гигиенических навыков. Самостоятелен в самообслуживании, сам ставит
цель, видит необходимость выполнения определенных действий. В привычной
обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми
здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». По напоминанию
взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
·
Отличается высокой активностью и
любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?»,
«Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе,
социальном мире. Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт
деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно
включается в деятельность экспериментирования. В процессе совместной
исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества
предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия.
·
Имеет представления: — о себе: знает
свои имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол. Осознает некоторые свои
умения («умею рисовать» и пр.), знания («знаю, о чем эта сказка»), Стремится
узнать от взрослого некоторые сведения о своем организме (для чего нужны руки,
ноги, глаза, ресницы и пр.); — о семье: знает состав своей семьи, рассказывает
о деятельности членов своей семьи, о происшедших семейных событиях, праздниках,
о любимых игрушках, домашних животных; — об обществе (ближайшем социуме), его
культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского
сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки; —
о государстве: знает название страны и города, в котором живет, хорошо
ориентируется в ближайшем окружении.
·
Владеет разными способами деятельности,
проявляет самостоятельность, стремится к самовыражению. Поведение определяется
требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о
том, «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нехорошо
ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.).
Целевые ориентиры образования для детей старшей
группы.
·
Ребенок проявляет самостоятельность в
разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы.
Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить
замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
·
Понимает состояния взрослых и других
детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет
готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении
людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое
мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает
некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в
изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
·
Дети могут самостоятельно или с небольшой
помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий
замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный
результат и характер взаимоотношений. Ребенок стремится регулировать свою
активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет
инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.
·
Может предварительно обозначить тему
игры, заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои
интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение
партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и
познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в
точном соответствии с игровой задачей и правилами.
·
Ребенок имеет богатый словарный запас.
Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается
запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные
виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и
сложными предложениями.
·
Проявляет интерес к физическим
упражнениям. Ребенок правильно выполняет физические упражнения, проявляет
самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные
физические упражнения.
·
Самостоятельно выполняет основные
культурно- гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет
приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда
нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного
поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых
опасных ситуациях, которых нужно избегать. Проявляет уважение к взрослым. Умеет
интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их.
Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах.
Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в
их выполнении, вступает в сотрудничество.
·
Проявляет интеллектуальную активность.
Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее
доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и
сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к
событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого
и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и
растительным миром.
·
Знает свои имя, отчество, фамилию, пол,
дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей.
Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов,
условиях их нормального функционирования. Охотно рассказывает о себе, событиях
своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку,
стремится к успешной деятельности. Имеет представления о семье, семейных и
родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как
проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные
традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий
родителей, устанавливает связи между видами труда. Имеет развернутые
представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные
символы, испытывает чувство гордости своей страной. Имеет некоторые
представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного
города, Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях
как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями,
некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной
деятельности.
·
Соблюдает установленный порядок
поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль
воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами
справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять
правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных
действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов.
·
Слушает и понимает взрослого, действует
по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным
действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных
действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и
действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения,
стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к
позитивной оценке результата взрослым.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования.
·
Ребенок овладевает основными культурными
средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
·
Ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому
себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
·
Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
·
Способен сотрудничать и выполнять как
лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
·
Понимает, что все люди равны вне
зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности,
религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
·
Проявляет эмпатию по отношению к другим
людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
·
Проявляет умение слышать других и
стремление быть понятым другими.
·
Ребенок обладает развитым воображением,
которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные
ситуации и адекватно их оценивать.
·
Ребенок достаточно хорошо владеет устной
речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
·
У ребенка развита крупная и мелкая
моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими.
·
Ребенок способен к волевым усилиям,
может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
·
Проявляет ответственность за начатое
дело.
·
Ребенок проявляет любознательность,
задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
·
Открыт новому, то есть проявляет желание
узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к
обучению в школе.
·
Проявляет уважение к жизни (в различных
ее формах) и заботу об окружающей среде.
·
Эмоционально отзывается на красоту
окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства
(музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и
т.д.).
·
Проявляет патриотические чувства,
ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее
географическом разнообразии, многонациональное™, важнейших исторических
событиях.
·
Имеет первичные представления о себе,
семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные
ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
·
Соблюдает элементарные общепринятые
нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что
такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу
о младших.
· Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.