1.Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая
предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации
или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы
(далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая
предметно-пространственная среда должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного
возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения.
Развивающая предметно-пространственная
среда должна обеспечивать:
реализацию различных
образовательных программ;
в случае организации
инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
учет возрастных
особенностей детей.
Развивающая
предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды
должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное
пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со
спецификой Программы).
Организация
образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой);
двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных
играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность
самовыражения детей.
Для детей
младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость
пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов
и возможностей детей;
3) Полифункциональность
материалов предполагает:
·возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например,
детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
·наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды
предполагает:
·наличие в Организации
или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.),
а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
·периодическую
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды
предполагает:
·доступность для
воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
·свободный доступ
детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
·исправность и сохранность
материалов и оборудования.
6) Безопасность
предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация
самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические,
соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
2.Особенности
организации предметно-развивающей среды.
2.1. Основные
требования к организации среды
Программа «От рождения
до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению
развивающей предметно-пространственной среды (как, например, в программе
Монтессори), помимо
требований,
обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии
финансирования,
программа может быть реализована с использованием
оснащения, которое уже
имеется в дошкольной организации, главное,
соблюдать требования
ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Развивающая
предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
содержательно-насыщенной,
развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
2.2 Основные принципы
организации среды.
Оборудование помещений
дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически
привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту
детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий
эффект.
Развивающая
предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для
совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности
детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы
следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»),
оснащенных большим
количеством
развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее
оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация
пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия,
чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно
организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей
детей.
Оснащение уголков
должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного
процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
уголок для
сюжетно-ролевых игр;
уголок ряжения (для
театрализованных игр);
книжный уголок;
зона для
настольно-печатных игр;
выставка (детского
рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
уголок природы
(наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголок для игр с
песком;
уголки для
разнообразных видов самостоятельной деятельности де-тей — конструктивной, изобразительной,
музыкальной и др.;
игровой центр с
крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения
игрового пространства;
игровой уголок (с
игрушками, строительным материалом).
Развивающая
предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство,
подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует
помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей
развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В
целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых
пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности.
Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое
условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего
пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным
материалом и т.п.).
В младших группах в
основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен
обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить
у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел
основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная
среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому
перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы,
занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет
ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить
активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая
предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам
природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада
(постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде,
проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая
предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное
пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия
народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного
быта и пр.).
Особенности
организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального
благополучия ребенка.
Для обеспечения
эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть
располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней,
свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для
детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя
комфортно и свободно.
Комфортная среда — это
среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным,
любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим
оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и
неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует
снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком
возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Особенности
организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности.
Среда должна быть
вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских
площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.),
которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная
среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем
один раз в несколько недель.
Особенности
организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности.
Игровая среда должна
стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с
текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть
разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность
участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад
в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Особенности
организации предметно-пространственной среды для развития познавательной
деятельности.
Среда должна быть
насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и
решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для
формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)
Особенности
организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности.
Стимулируя детей к
исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество
увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные
элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые
можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и
детей
Особенности
организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами
искусства.
Образовательная среда
должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься
разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных
инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем,
различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности
организации предметно-пространственной среды для физического развития.
Среда должна
стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться,
познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе
спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование.
Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство
(как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в
зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной
активности).