Знания, которые должны быть у ребёнка к школе.
1. Умение рассказать о себе:
(Ф.И.О., профессии родителей, адрес, круг интересов, Ф.И.О. бабушек и дедушек),
какой по счету месяц перед месяцем твоего рождения?
2. Логопед: - умение
пользоваться родным языком. Это:
a) множественное число
(зайчонок - зайчата)
б) падежи
(утята – нет утят)
в)
прилагательные разных родов. Опиши животное. Чей хвост? Лошадь – лошадиный. Чье
ухо? и т.д.
г)
обобщающие слова. Скажи коротко: оставаться на зиму – зимовать.
д) синонимы
и антонимы для разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов).
Скажи по-другому «метель». Ответ: вьюга, буран, пурга. Скажи наоборот: зима –
лето
е)
сравнение. Малина сладкая, но мед…
ж) метафоры.
Объясни, что значит «душа в пятки ушла»
з)
тавтология. Найди ошибку и скажи правильно: «туфли запылились пылью»
и) широкий
словарный запас. Ребенок должен знать слова, редко используемые в повседневной
речи. Их темы различия. Например, животные, птицы, их детеныши, их группы
(утка и селезень – утенок, свинья и
кабан – поросенок, много овец – отара). Кто из них где живет (медведь – в
берлоге, собака – в конуре, волк – в логове и т.д.). Кто из них как подает
голос (корова мычит, волк воет). Какие бывают профессии? Что делают люди этих
профессий, какими инструментами пользуются?
к) загадки и
скороговорки.
3. Учитель
начальных классов:
a) умение читать
б) навыки чтения: скорость, понимание прочитанного через пересказ,
интонирование (выразительность чтения), ударение. Тексты небольшие – пять
предложений
в) умение пересказать прочитанный учителем рассказ – это самое главное
г) уровень развития мелкой моторики рук:
·
уметь написать красиво печатные буквы
·
уметь нарисовать: дом, дерево, человека, свою семью
·
срисовывание небольшого графического символа – домика, прописной буквы,
геометрической фигуры – надо ее скопировать (чаще на неразлинованном листе)
·
графический диктант: ребенку шаг за шагом диктуют, что необходимо
нарисовать (одна клеточка вправо, две – вверх, одна наискосок влево вниз и
т.д.) – затем самостоятельно продолжить ряд
·
диктант: ребенку диктуют два раза с небольшим перерывом задание, после
чего он выполняет его один (нарисует пять кружков так, чтобы они были разного
цвета и размера. Пусть четвертый будет красный, а средний – самым маленьким)
·
штриховка фигур
д) на
нестандартность мышления: на листке изображены по несколько штук черточки,
кружочки, квадратики. Нужно дорисовать как можно больше рисунков исходя из
данного начального символа
е) элементы
математических знаний:
·
умение считать от одного до
двадцати и обратно
·
сравнивать числа в пределах
десятка
·
решать простейшие
математические задачи на сложение и вычитание
·
знать основные свойства
предметов (цвет, форма, размер)
·
видеть расположение объекта в
пространстве (справа, слева, спереди, сзади, под, над и др.)
ж) область естествознания:
·
явления природы (листопад,
времена года и др.)
·
закономерности календаря
(вопросы о месяцах, недели, сутках и т.д.)
·
виды природы (живая, неживая)
·
животный и растительный мир (животные: дикие и домашние, хищные и
травоядные)
·
о человеке, его мире
·
искусственные вещи, сотворенные людьми
·
умение описывать предмет по структуре: род, вид, описание
предназначения («Жигули» - это транспорт, наземный транспорт, автомобиль)
4. Психолог при помощи тестов и методик:
a) уровень познавательных
способностей (внимания, логическое и творческое мышление, память)
б) личность ребенка
в) осведомленность о проблемах существующих в обществе, степень
сформированности навыков их решения
г) навыки общения
Методики,
используемые психологом:
1. «Исключи лишнее» - на
классификацию предметов
2. «Корректурные пробы»
3. «Найди ошибки в серии»
4. «Заполни таблицу».
5. - «Недостающие детали» -
найти стертые детали на картинах
- «Лабиринты»
- «Расставь картинки по порядку и придумай по ним рассказ»
- «Собери картинку»
- «Собери кубики по образцу»
Вывод: дошкольные подготовительные
курсы очень эффективны для развития навыков коллективного обучения,
сосредоточения в шуме, необходимого объема знаний. Не надо водить ребенка
заранее на различные собеседования – это серьезный стресс для ребенка,
подрывание его самооценки.