БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЁНОК.
Как разговаривать с беспокойным ребенком
1. Недопустимы
(даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа
«терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел»,
повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны.
Ребенок просто перестает их слышать.
2. Не разговагивайте с ребенком между
делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более
важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и
обязательно поговорите с ним позже.
3. Если есть
возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть
ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.
4. Во время
разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует
сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство,
раздражение, нетерпение.
5. Разговаривая
с ребёнком, задавайте вопросы, требующие ответа.
6. Поощряйте
ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он
говорит.
7. Не оставляйте без внимания просьбы ребёнка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», объясните, почему вы не можете её выполнить. Не ставьте условия для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то». Вы можете поставить себя в неловкую ситуацию.
Что делать в сложной ситуации?
1. Научиться
не придавать «проступку» чрезвычайное значение, сохранять спокойствие (не
путать с показным спокойствием, когда взрослый всем своим видом дает понять:
«Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что
нужно всегда идти на поводу у ребёнка, не замечать его
проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к
нему никаких требований. Наоборот, необходимы чёткие требования (в пределах
возможностей ребёнка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения
взрослого. Нужны требования плюс спокойствие и доброжелательность. Ребёнок
должен осознавать, что требование - это не прихоть взрослого, а отказ - это не
демонстрация враждебности, не наказание за проступок или просто ваше
невнимание к его просьбе.
2.
Никогда не наказывать, если проступок совершён впервые, случайно или
из-за ошибки взрослых.
3. Не
отождествлять проступок (нарушение поведения) и ребёнка. Тактика «ты плохо себя
ведёшь - ты плохой» порочна, она закрывает ребёнку выход из ситуации, снижает
самооценку, создаёт ситуацию страха, видимо, по этому непослушные дети так
часто спрашивают родителей: «Ты меня любишь?»
4. Обязательно
объяснить ребенку, в чём его проступок и почему так себя вести нельзя. Однако
если мама чуть что срывается на крик, а папа всегда готов шлёпнуть, вряд ли
можно объяснить ребёнку, что кричать и драться нехорошо.
5. Не стоить
злословить по поводу проступка, напоминать (для профилактики), стыдить перед
другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребёнок
может, не осознавая этого, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях
детскому «ненавижу» или «я тебя тоже не люблю»
6. Не стоит
ставить в пример «непослушному» ребёнку хороших братьев и сестёр, сверстников,
укоряя словами: «Есть же нормальные дети, которые не изводят своих родителей».
Родители, которые легко выходят из себя, не умеют держать себя в руках, а
значит, не умеют себя вести, - это не очень хороший пример для детей.