Дидактическое пособие:
«Взгляни на мир сквозь цветное стёклышко!»
для детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение
сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорные процессы
неразрывно связаны с органами чувств: предметы, которые мы рассматриваем,
воздействуют на наш глаз, с помощью руки мы ощущаем твердость или мягкость
предмета, звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Обычно
все стороны предмета или явления не воспринимаются с одинаковым интересом и
вниманием. Надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те, или
иные стороны предмета и явления. Сенсорное воспитание осуществляется в детском
саду и на занятиях, и в повседневной жизни детей.
Показатели сенсорного развития детей от 2 лет 7 месяцев до 3 лет:
-
это правильно и четко называют четыре основных цвета и некоторые оттенки
цветов;
- ориентируются
в красном, синем, зеленом, желтом, синем, оранжевом, голубом, белом, черном и сером цветах, находят по образцу и
по просьбе взрослого предмет заданного цвета.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у
каждого ребёнка различный. Это зависит от наследственности, и перенесенных
заболеваний, травм и врождённых аномалий Необходимо знакомить ребёнка со всем
разнообразием сенсорных ощущений - это прежде всего зрительное (визуальное)
ощущение. В первую очередь именно с помощью зрения ребёнок воспринимает внешние
признаки предметов и окружающего мира.
Актуальность.
Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Воспринимая окружающий мир, дети получают
разнообразные знания о нём, обогащается эмоциональная сфера детей, происходит
накопление впечатлений, полученных при восприятии увиденного.
Цвет обладает большими информационными свойствами. Он
фиксируется визуально, и длительное время остаётся в сознании ребёнка. Он
обладает большой эмоциональной выразительностью.
Одним из самых любимых занятий у детей является игра.
Большую часть времени дети играют. Играя, дети развиваются, обогащается и
накапливается сенсорный опыт, познавательные способности, развивается мышление,
память, внимание, воображение, интеллектуальные способности.
С целью сенсорного развития было создано дидактическое
пособие «Взгляни на мир сквозь цветное стёклышко», которое
является многофункциональным.
Структурная основа
занятий – знакомство с цветом через визуальные ощущения: педагог-психолог предлагает
детям посмотреть в рамку с цветной картинкой, которая имеет ценное качество –
«прозрачность», в результате взгляд на окружающий мир становится цветным.
Цель:
Формировать
у детей цветоощущение и восприятие таких цветов, как красный, желтый, синий,
зеленый, коричневый, черный.
Пособие предполагает решение следующих задач:
1.
Создать
положительный эмоциональный настрой у ребёнка.
2.
Снять
эмоциональное напряжение и скованность.
3.
Развивать
интерес к цвету предметов.
4.
Создать
условия для полноценного восприятия
окружающей действительности.
5.
Формировать
умения различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету
предметы.
6.
Развивать
наблюдательность, внимание.
7.
Закрепить
за каждым цветом ассоциацию (например:
жёлтый – солнце, цыплёнок, зеленый –
лягушка, трава и т.д.).
Содержание:
Пособие
представляет собой рамки белого цвета (нейтральный цвет) для фотографий 10x15 см. с цветным пластиком (вместо фотографии). Пластиковые цветные
квадраты 10x10 см. – 36 штук (по шесть штук
каждого цвета). Картинки-раскраски в чёрно-белом варианте размером 10x7 см. –
24 штуки (для каждого цвета по четыре штуки).
Процесс изготовления пособия:
1. Взять пластик 5-и цветов:
красный, желтый, синий, зеленый, коричневый.
Оракал (цветная плёнка) полупрозрачный
черного цвета.
2. Пластик нарезать на
прямоугольники 10x15 см. и вставить в белые пластмассовые рамки (в
количестве пяти штук). Оракал нарезать 10x15 см. и наклеить на
пластиковую прозрачную основу и вставить в рамку. Дополнительно к этому
подготовить квадраты 10x10 см.
(по шесть штук) каждого цвета.
3. Подготовить
картинки-раскраски в чёрно-белом варианте размером 10x7 см. (для каждого цвета по
четыре штуки; смотреть в приложение), например:
·
для зелёного
цвета: огурец, яблоко, ёлка, лягушка;
·
для красного
цвета: помидор, ягода клубника, бабочка коробочка, бабочка;
·
для жёлтого
цвета: солнце, цыплёнок, банан, груша;
·
для синего цвета:
туча, цветок колокольчик, мяч;
·
для коричневого цвета:
шоколад, мишка, гриб, лошадь;
·
для чёрного
цвета: птица грач, кошка, брюки, ботинки.
Основные
характеристики пособия –
прозрачность, безопасность, прочность, гигиеничность, многофункциональное
использование, долговечность.
Практическая
значимость:
1) Дидактический материал в рамках можно
использовать в зависимости от поставленных целей.
2) Изготовление пособия не требует больших материальных затрат.
3) Пособие может быть включено практически в любое занятие по сенсорному развитию.
Целевая аудитория:
Пособие «Взгляни на мир сквозь цветное стёклышко» предусматривает
как индивидуальное, так и подгрупповое
участие детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 6 человек).
Варианты
игровых заданий:
1.
«Раскрась картинки в красный цвет».
2.
«Найди лишнюю
картинку по цвету».
3.
«Чередование
картинок по цвету».
4.
«Подбери по
цвету».
5.
«Разноцветные бусы»
6.
«Какого
цвета предмет?»
7. «Путешествие в страну Красок» (Постоева Л ., Лукина Г. Дошкольный психолог № 4 (9)
Список литературы:
1.
Л. Постоева.
Путешествие в Страну красок. Дошкольное воспитание № 9,2006
2.
Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.
Н.Е.Вероксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.,2013
3.
http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskoe-posobie-posmotri-na-mir-skvoz-cvetnoe-st-klyshko.html
4.
http://shkola7gnomov.ru/
Приложение.