1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность проблемы.
Что
такое готовность к школе? В каком возрасте лучше начать систематическое
школьное обучение? По какой программе лучше обучать ребенка? Справится ли он со
школьной нагрузкой? Как эффективно подготовить ребенка к школе? Как помочь
начинающему школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?
Эти и
многие другие вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Их
озабоченность понятна. Ведь оттого, насколько успешным будет школьный старт,
зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению
и, в конечном счете, благополучие его школьной жизни.
Эта тема является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Попробуем разобраться, какая подготовка детей к школе будет эффективна в современных условиях стандартизации дошкольного и начального общего образования.
ФГОС
ДО определяет требования к условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования. В п.3.2.1. документа указано, что для
успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия: п.п.4 –поддержка взрослыми положительного,
доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с
другом в разных видах деятельности. В п.3.2.5. мы выделяем следующие условия
необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей
специфике дошкольного возраста, которые предполагают установление правил
взаимодействия в разных ситуациях:
-развитие
коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешить конфликтные ситуации
со сверстниками;
-организацию
видов деятельности, способствующих развитию детей;
-развитие
умения детей работать в группе сверстников;
-взаимодействие
с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
ФГОС
ДО определяет требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования. В п.4.6
документа указано, что к целевым ориентирам на этапе завершения
дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка:
-ребёнок
овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребёнок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам
в разных видах деятельности;
-ребёнок
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
деятельности, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.
Следовательно, организованная нами работа по
реализации программы будет способствовать достижению детьми данных целевых
ориентиров.
Выделенные
нами положения ФГОС ДО подтверждают актуальность данной проблемы.
Анализируя требования и положения ФГОС ДО мы делаем вывод о целесообразности проведения работы по разработанной нами программе в форме игры, так она является специфической для детей дошкольного возраста. В разделе программы «Психологическая коррекция» нами запланированы занятия в игровой форме. В игре дошкольники оказываются способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «недоросли», а именно: в отношениях взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких качеств обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
В
Федеральных государственных образовательных стандартах обучения в школе к числу
планируемых результатов освоения программы отнесены:
личностные
результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
личностные
результаты обучения не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются
критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем, педагог обращает
внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных
действий, особенно тех, которые представлены в ФГОС НОО, оценивает изменения,
происходящие в разных сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах;
взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к
семье, народу, национальности, вере); уровню рефлексивных качеств (уважение к
другому мнению, личная ответственность, самооценка) и другие.
Итак,
основными компонентами личностной, социальной готовности к школе являются:
отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение
ребенка к самому себе.
Сформированность
основных компонентов социально-личностной готовности детей старшего дошкольного
возраста к обучению в школе является результатом социально-личностного развития
ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Социально-личностное
развитие воспитанников подготовительной к школе группы детского сада осуществляется
в процессе совместной с взрослым образовательной деятельности, самостоятельной
деятельности детей и в повседневной жизни. К наиболее эффективным формам работы
с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающие повышение уровня
социально-личностной готовности к обучению в школе можно отнести экскурсии (в
школу, в библиотеку, на почту), коммуникативные игры, тематические праздники.
При
систематической работе с детьми по социально-личностному развитию дошкольников
осуществляется первичная и вторичная социализация, индивидуализация старших
дошкольников, формируется самооценка, улучшается общий психологический климат в
группе, укрепляются дружеские отношения со сверстниками, изменяется
эмоциональное отношение к родителям.
1.2. Возрастные особенности детей на этапе
подготовки к школе.
От 6 до 7 лет.
Ведущая потребность –
общение.
Ведущая деятельность –
сюжетно – ролевая игра.
Ведущая функция – наглядно
– воображение.
Особенности возраста:
1.Проявление
произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная
деятельность школьного типа.
2.Переход
к младшему школьному возрасту.
3.Проявленем
кризиса 7 лет (капризы, демонстративное поведение).
4.Повышенная
чувствительность.
5.Полное
доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к
единственному источнику достоверного знания.
6.
Ведущим продолжает оставаться наглядно - образное мышление.
Новообразования:
1.Внутренний
план действий.
2.Произвольность
всех психических процессов.
3.Возникновение
соподчинения мотивов.
4.Самосознание.
Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
5.Возникновение
первой целостной картины мира.
6.Появление учебно –
познавательного мотива.
Вайнер
М.Э. рассмотрены возрастные особенности развития компонентов социально-личностной
готовности детей на этапе подготовки к школе: самосознание, самооценка,
мотивационная сфера, коммуникативная компетентность, внутренняя позиция,
качества личности. Из этого очевидно, что у ребёнка должен быть сформирован
определённый уровень развития эмоционально – волевой и мотивационной сферы,
самосознания и самооценки, коммуникативных навыков. Следовательно, будущий
школьник должен обладать знанием определённых норм и правил поведения и
общения; уметь верно оценить свои реальные и потенциальные возможности,
управлять своими чувствами и действиями. Социально-личностная готовность также подразумевает потребность в
общении со сверстниками и умение подчинить своё поведение законам детских
групп, способность принимать роль ученика. Необходимы личностные качества, как
умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определённому
результату своего труда, менять социальные роли в коллективе сверстников,
проявляя при этом самостоятельность, ответственность и инициативу.
1.3. Роль родителей в формировании
социально-личностной готовности детей к школе.
Семья
является первым и главным институтом социализации человека, первичной малой
социальной группой, и важнейшей средой для развития отношений растущего
человека с людьми.
В
недавно проведённом социологическом исследовании было выявлено (М.Э.Вайнер.
Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО),
что на современном этапе развития образования возрастает активность семей в
образовании детей, усиливается внимание к их дошкольной подготовкой. Но
подавляющее большинство из них акцентирует своё внимание на интеллектуальной
подготовке ребёнка к школе, упуская при этом из виду социально - личностную
готовность, включающую в себя навыки, от которых зависят будущие успехи. Как
уже отмечалось, социально - личностную готовность подразумевает потребность в
общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских
групп, способность принимать роль ученика, умения слушать и выполнять
инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы. Сюда же можно
отнести и такие личные качества, как умение преодолевать трудности и относиться
к ошибкам как к определённому результату своего труда, умение усваивать
информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в
коллективе.
Конечно,
родители – взрослые люди, и
воздействовать на них оказывается трудно, но сегодня сложилась такая
ситуация, что для эффективности подготовки ребёнка к школе и для его
последующей успешной адаптации к ней необходимо проводить
психолого-педагогические встречи для родителей, что мы и попытаемся сделать.
1.4. Цели и задачи
реализации программы.
Цель программы: Создание
образовательной среды, способствующая развитию личностных качеств и социальных
навыков, что обеспечит благополучную адаптацию ребёнка к школьному обучению.
Задачи программы:
1.
Выявить мотивационную готовность и определить мотив
учения.
2.
Создать условия для положительной мотивации к учению у дошкольников
путём применения игровых форм обучения.
3.
Создать условия для развития навыков общения,
эффективной коммуникации и взаимодействия.
4.
Формировать навык общения и совместной деятельности
5.
Развивать познавательный интерес.
6.
Формировать готовность
к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение и чувства
принадлежности к сообществу детей и взрослых.
7.
Повысить личностную компетентность родителей в вопросах
готовности к школе, к их адаптации к новым социальным условиям.
Оздоровительная задача:
Использовать
здоровьесберегающие технологии для снятия мышечного и психологического
напряжения детей;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес
к познанию окружающего мира.
2. Воспитывать
доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и
самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства
удовлетворения, радости от проделанных открытий.
3. Воспитывать у детей желание получать результат
совместными усилиями коллектива.
1.5. Методические рекомендации по реализации программы
(количество занятий, режим и условия их проведения)
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО индивидуальное психолого-педагогическое
обследование воспитанников, запланированное в рамках реализации
программы возможно проводить только с согласия их родителей (законных представителей).
Диагностическая работа проводится
индивидуально с каждым ребенком в групповом помещении в уголке уединения, либо
в кабинете педагога-психолога.
Результаты психологической диагностики
могут использоваться только для решения задач психологического сопровождения и
проведения квалифицированной коррекции развития детей (ФГОС ДО).
Продолжительность занятия:
в подготовительных к школе группах – 30 мин
Общее количество занятий необходимое для реализации программы – 35 занятий.
Форма проведения: подгруппа детей из 6 - 8 человек. Занятия
проводятся 1 раз в неделю, можно проводить как в первой, так и во второй
половине дня. Программа предполагает не только работу с детьми, но и участие
родителей, что является одним из важных критериев эффективности развивающего
процесса.
Целевая группа: планируется работа в группе детей от
6 до 7 лет.
Специальная подготовка подразумевает
создание необходимых условий в группе:
- подготовка
оборудования и материалов к занятиям в соответствии с разработанными
конспектами.
Специальной подготовки коллектива
детей не требуется, так как каждое из
запланированных занятий предполагает
проведение упражнения – приветствия и упражнения – разминки.
Методические
приёмы: словесные, наглядные. Занятия проводятся в игровой форме.
Рекомендации по проведению
занятий:
1.
Педагог-психолог озвучивает правила работы.
2.
Педагог-психолог является непосредственным активным
участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает
желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
3.
Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии.
Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за
происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы
приступить к игре.
4.
Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного,
на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут
повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные
спонтанные, живые и естественные реакции.
5.
В процессе практической работы допустимо как сокращение
количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом,
состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям
нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение
первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребёнком
в те же игры.
Поводом для зачисления ребенка в группу
служат: согласия родителей (законных представителей).
1.6. Предполагаемые результаты реализации программы.
Промежуточные результаты:
1.
Наличие конспектов занятий с воспитанниками по развитию социально-личностной
готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения.
2.
Наличие конспектов консультаций родителям по вопросам образования ребёнка, памяток
по развитию социально-личностной готовности, включающие в себя такие
компоненты, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.
3.
Наличие комплектов средств обучения: технические
средства, дидактический материал, оборудование.
Конечные результаты:
1.
Личностная и социальная готовность к школе предусматривает
сформированность чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального
фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства
окружающих людей, коммуникативных навыков.
2.
Улучшение внутригрупповых отношений, действовать
совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.
Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
3.
Увеличение процентного соотношения внутренней готовности и социального мотива у детей в группах
по результатам диагностического обследования «Мотивационная готовность к
школьному обучению» и «Определение мотивов учения».
4.
Повышение педагогической компетентности и заинтересованности участников образовательных отношений
(родителей) групп старшего дошкольного возраста
по проблеме социально-личностной готовности к школе.
5.
Обеспечение плавного перехода из дошкольного
детства в начальную школу, развитие
новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.
Сроки реализации программы:
- с сентября по май
Адресат:
- занятия ориентированы на
воспитанников подготовительных к школе групп МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7
«Берёзка».
1.7. Оценка эффективности программы.
2. Содержание программы.
2.1. 1 раздел. Диагностическая работа.
2.2. 2 раздел. Психологическая коррекция.
2.3. Содержание коррекционно – развивающей работы.
2.4.1 Консультативная работа.
3. Информационные ресурсы:
4.
Приложения.