Программа на формирование социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения «К школе мы готовы»

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность проблемы.

Что такое готовность к школе? В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе лучше обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой? Как эффективно подготовить ребенка к школе? Как помочь начинающему школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?

Эти и многие другие вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Их озабоченность понятна. Ведь оттого, насколько успешным будет школьный старт, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие его школьной жизни.

Эта тема является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Попробуем разобраться, какая подготовка детей к школе будет эффективна в современных условиях стандартизации дошкольного и начального общего образования.

ФГОС ДО определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В п.3.2.1. документа указано, что для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: п.п.4 –поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. В п.3.2.5. мы выделяем следующие условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешить конфликтные ситуации со сверстниками;

-организацию видов деятельности, способствующих развитию детей;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;

-взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

ФГОС ДО определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. В п.4.6  документа указано, что к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

-ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам деятельности, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты.

 Следовательно, организованная нами работа по реализации программы будет способствовать достижению детьми данных целевых ориентиров.

Выделенные нами положения ФГОС ДО подтверждают актуальность данной проблемы.

Анализируя требования и положения  ФГОС ДО мы делаем вывод о целесообразности проведения работы по  разработанной нами программе в форме игры, так она является специфической для детей дошкольного возраста. В  разделе программы «Психологическая коррекция» нами запланированы  занятия  в  игровой форме. В игре  дошкольники оказываются  способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «недоросли», а именно: в отношениях взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких качеств обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

В Федеральных государственных образовательных стандартах обучения в школе к числу планируемых результатов освоения программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

личностные результаты обучения не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем, педагог обращает внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые представлены в ФГОС НОО, оценивает изменения, происходящие в разных сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах; взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровню рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и другие.

Итак, основными компонентами личностной, социальной готовности к школе являются: отношения с окружающими взрослыми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе.

Сформированность основных компонентов социально-личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе является результатом социально-личностного развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.

Социально-личностное развитие воспитанников подготовительной к школе группы детского сада осуществляется в процессе совместной с взрослым образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей и в повседневной жизни. К наиболее эффективным формам работы с детьми старшего дошкольного возраста, обеспечивающие повышение уровня социально-личностной готовности к обучению в школе можно отнести экскурсии (в школу, в библиотеку, на почту), коммуникативные игры, тематические праздники.

При систематической работе с детьми по социально-личностному развитию дошкольников осуществляется первичная и вторичная социализация, индивидуализация старших дошкольников, формируется самооценка, улучшается общий психологический климат в группе, укрепляются дружеские отношения со сверстниками, изменяется эмоциональное отношение к родителям.

1.2. Возрастные особенности детей на этапе подготовки к школе.

От 6 до 7 лет.

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра.

Ведущая функция – наглядно – воображение.

Особенности возраста:

1.Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.

2.Переход к младшему школьному возрасту.

3.Проявленем кризиса 7 лет (капризы, демонстративное поведение).

4.Повышенная чувствительность.

5.Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6. Ведущим продолжает оставаться наглядно - образное мышление.

 Новообразования:

1.Внутренний план действий.

2.Произвольность всех психических процессов.

3.Возникновение соподчинения мотивов.

4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

5.Возникновение первой целостной картины мира.

6.Появление учебно – познавательного мотива.

Вайнер М.Э. рассмотрены возрастные особенности развития компонентов социально-личностной готовности детей на этапе подготовки к школе: самосознание, самооценка, мотивационная сфера, коммуникативная компетентность, внутренняя позиция, качества личности. Из этого очевидно, что у ребёнка должен быть сформирован определённый уровень развития эмоционально – волевой и мотивационной сферы, самосознания и самооценки, коммуникативных навыков. Следовательно, будущий школьник должен обладать знанием определённых норм и правил поведения и общения; уметь верно оценить свои реальные и потенциальные возможности, управлять своими чувствами и действиями. Социально-личностная  готовность также подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинить своё поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика. Необходимы личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определённому результату своего труда, менять социальные роли в коллективе сверстников, проявляя при этом самостоятельность, ответственность и инициативу.

1.3. Роль родителей в формировании

социально-личностной готовности детей к школе.

Семья является первым и главным институтом социализации человека, первичной малой социальной группой, и важнейшей средой для развития отношений растущего человека с людьми.

В недавно проведённом социологическом исследовании было выявлено (М.Э.Вайнер. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО), что на современном этапе развития образования возрастает активность семей в образовании детей, усиливается внимание к их дошкольной подготовкой. Но подавляющее большинство из них акцентирует своё внимание на интеллектуальной подготовке ребёнка к школе, упуская при этом из виду социально - личностную готовность, включающую в себя навыки, от которых зависят будущие успехи. Как уже отмечалось, социально - личностную готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умения слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы. Сюда же можно отнести и такие личные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определённому результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.

Конечно, родители – взрослые люди, и  воздействовать на них оказывается трудно, но сегодня сложилась такая ситуация, что для эффективности подготовки ребёнка к школе и для его последующей успешной адаптации к ней необходимо проводить психолого-педагогические встречи для родителей, что мы и попытаемся сделать.

1.4. Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: Создание образовательной среды, способствующая развитию личностных качеств и социальных навыков, что обеспечит благополучную адаптацию ребёнка к школьному обучению.

Задачи программы:

1.      Выявить мотивационную готовность и определить мотив учения.

2.      Создать условия для положительной мотивации к учению у дошкольников путём применения игровых форм обучения.

3.      Создать условия для развития навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия.

4.      Формировать навык общения и совместной деятельности

5.      Развивать познавательный интерес.

6.      Формировать  готовность к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.

7.      Повысить личностную компетентность родителей в вопросах готовности к школе, к их адаптации к новым социальным условиям.

Оздоровительная задача:

    Использовать здоровьесберегающие технологии для снятия мышечного и психологического напряжения детей;

Воспитательные задачи:

1.   Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2.   Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.

3. Воспитывать у детей желание получать результат совместными усилиями коллектива.

1.5. Методические рекомендации по реализации программы (количество занятий, режим и условия их проведения)

      В соответствии с требованиями  ФГОС ДО   индивидуальное психолого-педагогическое обследование воспитанников, запланированное в рамках реализации программы возможно проводить только с согласия их  родителей (законных представителей).

            Диагностическая работа проводится индивидуально с каждым ребенком в групповом помещении в уголке уединения, либо в кабинете педагога-психолога.

     Результаты психологической диагностики могут использоваться только для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей (ФГОС ДО).

            Продолжительность занятия: в подготовительных к школе группах – 30 мин

Общее количество занятий необходимое для реализации программы – 35 занятий.

Форма проведения:  подгруппа детей из 6 - 8 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Программа предполагает не только работу с детьми, но и участие родителей, что является одним из важных критериев эффективности развивающего процесса.

Целевая группа: планируется работа в группе детей от 6 до 7 лет.

            Специальная подготовка подразумевает создание необходимых условий в группе:

- подготовка оборудования и материалов к занятиям в соответствии с разработанными конспектами.

            Специальной подготовки коллектива детей не требуется,  так как каждое из запланированных занятий  предполагает проведение упражнения – приветствия и упражнения – разминки.

     Методические приёмы: словесные, наглядные. Занятия проводятся в игровой форме.

Рекомендации по проведению занятий:

1.        Педагог-психолог озвучивает правила работы.

2.        Педагог-психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

3.        Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.

4.        Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

5.        В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно предложить участвовать в занятиях не только в течение первого месяца, но и позднее; полезно порекомендовать им дома поиграть с ребёнком в те же игры.

Поводом для зачисления ребенка в группу служат: согласия родителей (законных представителей).

1.6. Предполагаемые  результаты реализации программы.

Промежуточные результаты:

1.                 Наличие конспектов занятий с воспитанниками по развитию социально-личностной готовности воспитанников к началу регулярного школьного обучения.

2.                 Наличие конспектов консультаций  родителям по вопросам образования ребёнка, памяток по развитию социально-личностной готовности, включающие в себя такие компоненты, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.

3.                 Наличие комплектов средств обучения: технические средства, дидактический материал, оборудование.

Конечные результаты:

1.      Личностная и социальная готовность к школе предусматривает сформированность чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоцио­нальное состояние и распознавать чувства окружающих людей, коммуникативных навыков.

2.      Улучшение внутригрупповых отношений, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

3.      Увеличение процентного соотношения внутренней готовности и социального мотива у детей в группах по результатам диагностического обследования «Мотивационная готовность к школьному обучению» и «Определение мотивов учения».

4.      Повышение педагогической  компетентности и заинтересованности  участников образовательных отношений (родителей) групп старшего дошкольного возраста  по проблеме социально-личностной готовности к школе.

5.      Обеспечение плавного перехода из дошкольного детства  в начальную школу, развитие новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Сроки реализации программы:

- с сентября по май    

       Адресат:

- занятия ориентированы на воспитанников подготовительных к школе групп МБДОУ «Детский  сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Берёзка».

1.7. Оценка эффективности программы.

2. Содержание программы.

2.1. 1 раздел. Диагностическая работа.

2.2. 2 раздел. Психологическая коррекция.

2.3. Содержание коррекционно – развивающей работы.

2.4.1 Консультативная работа.

3. Информационные ресурсы:

4.      Приложения.