Развивающая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений «Радужное настроение».

1. Пояснительная записка.


ФГОС ДО определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В п.3.2.1. документа указано, что для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: п.п.4 –поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. В п.3.2.5. мы выделяем следующие условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые предполагают установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-организацию видов деятельности, способствующих развитию детей;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;

-взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Для реализации этих требований необходимо построение системы взаимоотношений «дети – родители – педагоги», которая будет эффективно работать для реализации задач, стоящих перед каждой конкретной дошкольной образовательной организацией.

По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка, семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов, прежде всего, зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным в том случае, если педагоги и родители станут равноправными, так как они воспитывают одних и тех же детей.

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелёгком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Основные задачи работы с родителями:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:

Первый этап «Давайте познакомимся!». На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.

Третий этап – «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, занятия)

Принципы взаимодействия педагогов детских учреждений с родителями:

а) Доброжелательность.

Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа педколлективов с родителями – позитивный настрой. Воспитатель, общаясь с матерями и отцами детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон. Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, воспитатель должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к детскому садику в целом.

б) Принцип индивидуального подхода.

Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями. Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации

в) Сотрудничество вместо наставничества.

В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и наставления положительных результатов не приносят. Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

г) Подготовка к работе с родителями.

Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои плоды. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар - практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

д) Динамичность.

Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педколлектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

На данном этапе развития общенациональной системы дошкольного воспитания и образования важно правильно организовать тесное взаимодействие двух главных воспитательных институтов – ДОУ и семьи. Только такое взаимодействие приведет к разностороннему полноценному развитию творческого и интеллектуального потенциала личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных природных задатков, талантов и способностей.

Суть такого комплексного подхода к организации процесса образования состоит в том, что воспитание и обучение становятся единым процессом, максимально активизирующим творческие ресурсы всех участников взаимодействия. При таком подходе личность ребенка получает наибольшую социально-психологическую поддержку и защиту со стороны наиболее важных институтов – семьи и ДОУ. То есть образование и воспитание ориентированы на самого ребенка. Именно достижение максимально возможного индивидуального уровня развития личности ребенка, приобщения ее к общечеловеческим и общекультурным ценностям становится главной целью такого процесса воспитания.

Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.

Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс. 

1.1. Актуальность проблемы.

Актуальность программы заключается в том, цвет в жизни ребёнка очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаивают, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, его тревогах и переживаниях. Кроме того, цвета могут оказывать терапевтический эффект. Поэтому мы решили разнообразить пребывание детей и их родителей в детском саду, включив в основную игровую деятельность детей различные цвета. Рассказать участникам занятий о значении и влиянии цвета, научить различать оттенки и опознавать цвета в окружающем ребенка мире.

Развитие сотрудничества детей, родителей и педагогов, прежде всего, зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс.

1.2. Возрастные особенности детей,

участвующие в занятиях.

От 4 до 5 лет.

Ведущая потребность – познавательная активность, потребность в общении.

Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра.

Ведущая функция – наглядно – образное мышление.

Особенности возраста:

1.Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2.Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре.)

3.Повышенная познавательная активность.

4.Продолжает сохраняться ситуативно – деловая форма общения со сверстником.

     5.Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

6.Усложнение сюжетно – ролевой игры.

7.Появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

1. Контролирующая функция речи.

2.Появление элементов творческого воображения в сюжетно – ролевой игре.

3.Появление элементов произвольности.

4.Появление вне ситуативно – личностной формы общения  с взрослым.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов.

1.3. Роль родителей.

Семья является первым и главным институтом социализации человека, первичной малой социальной группой, и важнейшей средой для развития отношений растущего человека с людьми.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников является приоритетным направлением в работе детского сада. А с появлением ФГОС - это направление стало особо актуальным. Детский сад, семья, здоровый ребёнок – три понятия, тесно связанные между собой.

Дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здорового ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Конечно, родители – взрослые люди, и  воздействовать на них оказывается трудно, но сегодня сложилась такая ситуация, что для оптимизации детско-родительских отношений в рамках ДОО, можно проводить психолого-педагогические встречи для родителей, что мы и попытаемся сделать.

1.4. Цели и задачи реализации программы.

Цель программы:

Организация психологического пространства и создание условий для сотрудничества родителя и ребёнка,  через организацию развивающей деятельности с использованием элементов цветотерапии.

Задачи программы:

  1. Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка.
  2. Способствовать улучшению рефлексии взаимоотношений между родителями и детьми.
  3. Содействовать активизации продуктивной коммуникации в семье.

Образовательные задачи:

• Формировать цветоощущения дошкольников;

• Активизировать словарный запас дошкольников;

• Развитие навыков связной речи;

• Учить делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

• Развитие навыков самостоятельной и коллективной творческой деятельности.

Развивающие задачи:

• Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение, восприятие) при совместной и индивидуальной деятельности;

•    Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

     Формировать умения различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы.

Оздоровительная задача:

  Использовать здоровьесберегающие технологии для снятия мышечного и психологического напряжения детей;

Воспитательные задачи:

1.   Создать условия  для полноценного восприятия окружающей действительности.

2. Воспитывать доброжелательное отношение детей и взрослых друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.

3. Воспитывать у детей желание получать результат совместными усилиями коллектива.

Основной идеей данной программы является организация сотрудничества родителя с ребёнком, как условия повышения эффективности детско-родительских взаимоотношений. 

1.5. Методические рекомендации по реализации программы

 (количество занятий, режим и условия их проведения)

            Продолжительность занятия: в средних группах – 20 мин.

Общее количество занятий необходимое для реализации программы

7 занятий.

Форма проведения:  занятия проводятся 1 раз в неделю, можно проводить как в первой, так и во второй половине дня. Программа предполагает работу с детьми и их родителями, что является одним из важных критериев эффективности развивающего процесса.

Целевая группа: планируется работа с детьми  (посещающими среднюю группу) и их родителями. Количество участников группы от 5 до 7 семей.

            Специальная подготовка подразумевает создание необходимых условий в группе:

- подготовка оборудования и материалов к занятиям в соответствии с разработанными конспектами.

- каждое из запланированных занятий  предполагает проведение упражнения – приветствия и упражнения – разминки, по окончании каждого мероприятия педагог-психолог озвучивает родителям педагогические средства, которые могут быть использованы на следующей встрече.

Адресат:

- занятия ориентированы на воспитанников средних групп МБДОУ «Детский  сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Берёзка» и их родителей.

            Формирование группы происходит на добровольной основе. Информация о сборе группы сообщается родителям в ходе психологической консультации, а так же через опосредованные формы (объявления на стенде психологической информации). Поводом для зачисления ребенка в группу служат: согласия родителей (законных представителей).

     Методические приёмы: словесные, наглядные. Занятия проводятся в игровой форме. Рекомендуется иметь фото и видеоматериалы занятий для анализа, для показа в группах на родительских собраниях с целью привлечения новых активных участников.

Рекомендации по проведению занятий:

1.        Педагог-психолог озвучивает правила работы.

2.        Педагог-психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

3.        Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.

4.        Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

5.        В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям нерешительных детей можно порекомендовать им дома поиграть с ребёнком в те же игры.

Если после занятий у родителей появляются вопросы к педагогу, можно дать возможность детям поиграть, порисовать в течение некоторого времени, пока педагог побеседует со взрослыми. 

1.6. Предполагаемые  результаты реализации программы.

Ожидаемые результаты:

Ø  Для детей - получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.

Ø  Для педагогов - продолжение освоения детско-родительской работы – метод организации насыщенной детско-родительской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы.

Ø  Для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми.

2.     Содержание программы.

(Приложение 4)

Занятие

Тема

Содержание деятельности

Занятие № 1.

 

«Семицветная радуга»

Задание 1. «Закрась клетки».

Задание 2. «Нарисуй радугу».

Задание 3. «Поиск».

Задание 4. «Цветик-семицветик».

Задание 5.«Подведём итог      занятия».

Занятие № 2.

«Путешествие в Красное королевство».

1.      Организационный момент.

2.       Погружение в цвет.

3.      Самовыражение в цвете «Рисование пальцем ягод рябины»

4.      Итог занятия.

Занятие № 3.

«Путешествие в Желтое королевство».

1.      Организационный момент. Игра с апельсином «Подари комплимент».

2.      Погружение в цвет.

3.       Хоровая игра «Апельсин- апельсин, много нас, а он один»

Занятие № 4.

«Путешествие в Зеленое королевство».

1.      Организационный момент. Появление сказочного героя.

2.      Погружение в цвет.

3.      Самовыражение - рисование зеленкой при помощи ватной палочки.

4.      Итог занятия

Занятие № 5.

«Морское путешествие: синий-голубой цвет»

1.      Вступление.

2.      Погружение в цвет

3.      Творческое самовыражение «Рисуем море»

4.      Итог занятия

Занятие № 6.

«Королевский цвет»

1.      Организационный момент

2.      Погружение в цвет.

3.      Самовыражение в цвете – рисование фиалок поролоном.

4.      Итог занятия.

Занятие № 7.

"Путешествие в страну Эмоций"

ü Ритуал приветствия

ü Фиалковая поляна

ü Грустная полянка

ü Замок удивления

ü Пещера злого колдуна

ü Полянка радости

 

2.1. Консультационный.

Осуществляется работа по разработке мероприятий для родителей    воспитанников.

            Цель раздела:

Повышение педагогической культуры и компетентности участников образовательных отношений (родителей) 

3. Информационные ресурсы:

1.      Алябьева Е. А «Тематические дни и недели в детском саду», «Итоговые дни по лексическим темам», 2006 год.

2.      Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

3.      Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.

4.      Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988.

5.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.

6.      Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

7.      Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. - М., 1982.

8.      Гаврина С.Е. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей / Гаврина С.Е., Топоркова Н.Л.- Ярославль: Академия развития, 1997.

9.      Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - с. 61-64.

10.  Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1988.

11.  Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.

12.  Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1986. № 5.

13.  Кочетова Н.А. Взаимодействие семьи и ДОО: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей.-Волгоград: Учитель.-218с.

14.  Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.

15.  Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

16.  Леоненко О.Б., Евтюхина О.В., Горбунова Е.В. Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.. 2009. №5.

17.  Москалюк О.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями.-Изд.3-е, перераб.-Волгоград: Учитель.-123с.

18.  Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

19.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

20.   Усова АП. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. // Дошкольное воспитание. 1999. № 7.

21.  Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998

22.  http://www.maaam.ru/

23.  http://www.doshvozrast.ru/

4.  Приложения.