1. Пояснительная записка.
ФГОС ДО определяет требования к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования. В п.3.2.1. документа
указано, что для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия: п.п.4 –поддержка взрослыми положительного,
доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с
другом в разных видах деятельности. В п.3.2.5. мы выделяем следующие условия
необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей
специфике дошкольного возраста, которые предполагают установление правил
взаимодействия в разных ситуациях:
-организацию видов деятельности, способствующих развитию детей;
-развитие умения детей работать в группе сверстников;
-взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в
воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками
образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в
мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для
полноценного и своевременного развития ребенка. Для реализации этих требований
необходимо построение системы взаимоотношений «дети – родители – педагоги»,
которая будет эффективно работать для реализации задач, стоящих перед каждой
конкретной дошкольной образовательной организацией.
По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка, семья —
важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования
малыша как человека.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,
формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и
развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов, прежде всего,
зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.
Результат воспитания может быть успешным в том случае, если педагоги и родители
станут равноправными, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является
предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1 определяется,
что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в
детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного
воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а
именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет
собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с
помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого
пространства развития ребенка.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей.
Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности
ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом
к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в
плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и
семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и
возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать
дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и
микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности
родителей в воспитании своих детей. Цель педагогов – создать единое
пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками
полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии,
полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое
пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в
этом нелёгком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня
профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Основные задачи работы с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника;
-объединить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности
интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
Первый этап «Давайте познакомимся!». На первом этапе родители знакомятся
с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом,
раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются
активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.
Третий этап – «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о
функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою
деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность,
совместные экскурсии, посещение выставок, занятия)
Принципы взаимодействия педагогов детских учреждений с родителями:
а) Доброжелательность.
Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа
педколлективов с родителями – позитивный настрой. Воспитатель, общаясь с
матерями и отцами детей, не должен быть категоричным и применять требовательный
тон. Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, воспитатель должен
понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к детскому
садику в целом.
б) Принцип
индивидуального подхода.
Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и
взаимодействуя с родителями. Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и
чувствовать настроение родителей. Здесь пригодится и человеческое и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе
подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации
в)
Сотрудничество вместо наставничества.
В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах
воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и
наставления положительных результатов не приносят. Самый лучший подход –
создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных
педагогических ситуаций. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы
взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
г) Подготовка к
работе с родителями.
Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому
мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству
мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои
плоды. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар -
практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
д) Динамичность.
Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение.
Важно, чтобы педколлектив мобильно реагировал на изменения социального состава
родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей
изменял направления и формы работы ДОУ с семьей.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа
социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в
д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно
выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные
формы взаимодействия с семьей.
На данном этапе развития общенациональной системы дошкольного воспитания
и образования важно правильно организовать тесное взаимодействие двух главных
воспитательных институтов – ДОУ и семьи. Только такое взаимодействие приведет к
разностороннему полноценному развитию творческого и интеллектуального
потенциала личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных природных
задатков, талантов и способностей.
Суть такого комплексного подхода к организации процесса образования
состоит в том, что воспитание и обучение становятся единым процессом,
максимально активизирующим творческие ресурсы всех участников взаимодействия.
При таком подходе личность ребенка получает наибольшую
социально-психологическую поддержку и защиту со стороны наиболее важных
институтов – семьи и ДОУ. То есть образование и воспитание ориентированы на
самого ребенка. Именно достижение максимально возможного индивидуального уровня
развития личности ребенка, приобщения ее к общечеловеческим и общекультурным
ценностям становится главной целью такого процесса воспитания.
Правильно организованное взаимодействие семьи и ДОУ формируют у ребенка
уверенность в успехе, активную социальную позицию, умение уважать собственную
личность и окружающих, стремление к поиску диалога, достижения взаимопонимания
между людьми. Главной ценностью такого процесса воспитания и обучения является
сам ребенок, полноценное развитие его задатков и талантов.
Таким образом, именно семья и детский сад становятся факторами, определяющими вектор развития личности ребенка. В результате творческого применения различных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и образования превращается в гибкую систему, в которой учитываются интересы всех сторон, а родители проявляют активную творческую позицию, позитивное отношение к воспитателям и охотно принимают участие в организации жизни ДОУ. Это позволяет утверждать, что использование различных форм взаимодействия педагогов и родителей оказывает положительный эффект на учебно-воспитательный процесс.
1.1. Актуальность проблемы.
Актуальность программы заключается в том, цвет в жизни ребёнка
очень важен, так как цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета
успокаивают, другие – возбуждают. Одни вызывают улыбку, другие – пугают. Цвета
могут рассказать о характере ребенка, его тревогах и переживаниях. Кроме того,
цвета могут оказывать терапевтический эффект. Поэтому мы решили разнообразить
пребывание детей и их родителей в детском саду, включив в основную игровую
деятельность детей различные цвета. Рассказать участникам занятий о значении и
влиянии цвета, научить различать оттенки и опознавать цвета в окружающем
ребенка мире.
Развитие сотрудничества детей, родителей и педагогов, прежде всего, зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс.
1.2. Возрастные особенности детей,
участвующие в занятиях.
От 4 до 5 лет.
Ведущая
потребность – познавательная активность, потребность в общении.
Ведущая
деятельность – сюжетно – ролевая игра.
Ведущая
функция – наглядно – образное мышление.
Особенности возраста:
1.Речь
начинает выполнять контролирующую функцию.
2.Усложняются
волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре.)
3.Повышенная
познавательная активность.
4.Продолжает
сохраняться ситуативно – деловая форма общения со сверстником.
5.Интерес к другому ребенку как к своему
отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих
поступков через реакцию другого ребенка.
6.Усложнение
сюжетно – ролевой игры.
7.Появление
осознанности собственных действий.
Новообразования:
1.
Контролирующая функция речи.
2.Появление
элементов творческого воображения в сюжетно – ролевой игре.
3.Появление
элементов произвольности.
4.Появление
вне ситуативно – личностной формы общения
с взрослым.
В
возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных
эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования
предметов.
1.3.
Роль родителей.
Семья
является первым и главным институтом социализации человека, первичной малой
социальной группой, и важнейшей средой для развития отношений растущего
человека с людьми.
Взаимодействие
дошкольного учреждения с семьями воспитанников является приоритетным
направлением в работе детского сада. А с появлением ФГОС - это направление
стало особо актуальным. Детский сад, семья, здоровый ребёнок – три понятия,
тесно связанные между собой.
Дошкольное
образовательное учреждение является единственным общественным институтом, с которым
ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое
просвещение. Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать
непосредственное влияние на семьи воспитанников. Укрепление и развитие тесной
связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечивают
благоприятные условия жизни и воспитания здорового ребёнка, формирование основ
полноценной, гармоничной личности.
Конечно, родители – взрослые люди, и воздействовать на них оказывается трудно, но сегодня сложилась такая ситуация, что для оптимизации детско-родительских отношений в рамках ДОО, можно проводить психолого-педагогические встречи для родителей, что мы и попытаемся сделать.
1.4. Цели и задачи
реализации программы.
Цель программы:
Организация психологического
пространства и создание условий для сотрудничества родителя и ребёнка, через организацию развивающей деятельности с
использованием элементов цветотерапии.
Задачи программы:
- Повысить родительскую компетентность в
понимании внутренних переживаний и потребностей ребёнка.
- Способствовать улучшению рефлексии
взаимоотношений между родителями и детьми.
- Содействовать активизации продуктивной
коммуникации в семье.
Образовательные задачи:
• Формировать цветоощущения
дошкольников;
• Активизировать словарный запас
дошкольников;
• Развитие навыков связной речи;
• Учить делать выводы,
устанавливать причинно-следственные связи;
• Развитие навыков
самостоятельной и коллективной творческой деятельности.
Развивающие
задачи:
• Развивать любознательность,
познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение,
восприятие) при совместной и индивидуальной деятельности;
• Развивать творческие и интеллектуальные
способности детей.
• Формировать умения различать предметы по
цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы.
Оздоровительная задача:
Использовать
здоровьесберегающие технологии для снятия мышечного и психологического
напряжения детей;
Воспитательные задачи:
1. Создать
условия для полноценного восприятия
окружающей действительности.
2. Воспитывать доброжелательное отношение детей и
взрослых друг к другу, познавательную активность и самостоятельность,
формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от
проделанных открытий.
3. Воспитывать у детей желание получать результат
совместными усилиями коллектива.
Основной идеей данной программы является организация сотрудничества родителя с ребёнком, как условия повышения эффективности детско-родительских взаимоотношений.
1.5. Методические рекомендации по реализации программы
(количество
занятий, режим и условия их проведения)
Продолжительность занятия:
в средних группах – 20 мин.
Общее количество занятий необходимое для реализации программы –
7 занятий.
Форма проведения: занятия проводятся 1 раз в неделю, можно
проводить как в первой, так и во второй половине дня. Программа предполагает работу
с детьми и их родителями, что является одним из важных критериев эффективности
развивающего процесса.
Целевая группа: планируется работа с детьми (посещающими среднюю группу) и их родителями.
Количество участников группы от 5 до 7 семей.
Специальная подготовка подразумевает
создание необходимых условий в группе:
- подготовка
оборудования и материалов к занятиям в соответствии с разработанными
конспектами.
- каждое из
запланированных занятий предполагает
проведение упражнения – приветствия и упражнения – разминки, по окончании
каждого мероприятия педагог-психолог озвучивает родителям педагогические
средства, которые могут быть использованы на следующей встрече.
Адресат:
- занятия ориентированы на
воспитанников средних групп МБДОУ «Детский
сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Берёзка» и их родителей.
Формирование группы происходит
на добровольной основе. Информация о сборе группы сообщается родителям в ходе
психологической консультации, а так же через опосредованные формы (объявления
на стенде психологической информации). Поводом для зачисления ребенка в группу
служат: согласия родителей (законных представителей).
Методические приёмы:
словесные, наглядные. Занятия проводятся в игровой форме. Рекомендуется иметь
фото и видеоматериалы занятий для анализа, для показа в группах на родительских
собраниях с целью привлечения новых активных участников.
Рекомендации по проведению
занятий:
1.
Педагог-психолог озвучивает правила работы.
2.
Педагог-психолог является непосредственным активным
участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает
желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
3.
Не стоит настаивать на активном участии всех детей в
занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за
происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы
приступить к игре.
4.
Не следует оценивать детей, добиваться единственно
правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши
будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять
собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
5.
В процессе практической работы допустимо как сокращение
количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с
возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
Родителям нерешительных детей можно порекомендовать им дома поиграть с ребёнком
в те же игры.
Если после занятий у родителей появляются вопросы к педагогу, можно дать возможность детям поиграть, порисовать в течение некоторого времени, пока педагог побеседует со взрослыми.
1.6.
Предполагаемые результаты реализации
программы.
Ожидаемые результаты:
Ø Для детей - получать и закреплять
на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с
предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения
видеть характерные признаки предметов.
Ø Для педагогов - продолжение
освоения детско-родительской работы – метод организации насыщенной
детско-родительской деятельности, который даёт возможность расширять
образовательное пространство, придать ему новые формы.
Ø Для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми.
2. Содержание программы.
(Приложение 4)
Занятие |
Тема |
Содержание
деятельности |
Занятие № 1. |
«Семицветная
радуга» |
Задание 1. «Закрась клетки». Задание 2. «Нарисуй радугу». Задание 3. «Поиск». Задание 4. «Цветик-семицветик». Задание 5.«Подведём
итог занятия». |
Занятие № 2. |
«Путешествие в Красное королевство». |
1. Организационный момент. 2. Погружение в цвет. 3. Самовыражение в цвете «Рисование
пальцем ягод рябины» 4. Итог занятия. |
Занятие № 3. |
«Путешествие в Желтое королевство». |
1.
Организационный момент. Игра с апельсином «Подари
комплимент». 2.
Погружение в цвет. 3.
Хоровая игра
«Апельсин- апельсин, много нас, а он один» |
Занятие № 4. |
«Путешествие
в Зеленое королевство». |
1.
Организационный момент. Появление сказочного героя. 2.
Погружение в цвет. 3.
Самовыражение - рисование зеленкой при помощи ватной
палочки. 4.
Итог занятия |
Занятие № 5. |
«Морское
путешествие: синий-голубой цвет» |
1.
Вступление. 2.
Погружение в цвет 3.
Творческое самовыражение «Рисуем море» 4.
Итог занятия |
Занятие № 6. |
«Королевский
цвет» |
1.
Организационный момент 2.
Погружение в цвет. 3.
Самовыражение в цвете – рисование фиалок поролоном. 4.
Итог занятия. |
Занятие № 7. |
"Путешествие в
страну Эмоций" |
ü Ритуал приветствия ü Фиалковая поляна ü Грустная полянка ü Замок удивления ü Пещера злого колдуна ü Полянка радости |
2.1. Консультационный.
Осуществляется
работа по разработке мероприятий для родителей воспитанников.
Цель
раздела:
Повышение педагогической культуры и компетентности участников образовательных отношений (родителей)
3. Информационные
ресурсы:
1.
Алябьева Е. А «Тематические дни и недели в детском
саду», «Итоговые дни по лексическим темам», 2006 год.
2.
Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской
психологии. М., 1995.
3.
Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное
воспитание. - 1997, № 7.
4.
Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. -
М.: Просвещение, 1988.
5.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. - М.,1968.
6.
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском
возрасте. - М., 1991.
7.
Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте
// Собр. соч., т. 2. - М., 1982.
8.
Гаврина С.Е. Азбука настроений: популярное пособие для
детей и родителей / Гаврина С.Е., Топоркова Н.Л.- Ярославль: Академия развития,
1997.
9.
Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре //
Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - с. 61-64.
10. Деятельность
и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1988.
11. Калишенко
В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками //
Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
12. Коломинский
Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой
деятельности дошкольников // Вопросы психологии. 1986. № 5.
13. Кочетова
Н.А. Взаимодействие семьи и ДОО: программы развития детско-родительских
отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей.-Волгоград:
Учитель.-218с.
14. Казакова
Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. Казимирова
Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.
15. Комарова
Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
16. Леоненко
О.Б., Евтюхина О.В., Горбунова Е.В. Внутригрупповые отношения детей в условиях
дошкольного учреждения // Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения.. 2009. №5.
17. Москалюк
О.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями.-Изд.3-е,
перераб.-Волгоград: Учитель.-123с.
18. Мухина
В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального
опыта. - М., 1981.
19. Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17 октября
20. Усова АП. Роль игры в организации жизни и
деятельности детей. // Дошкольное воспитание. 1999. № 7.
21. Шипицына
Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998
23. http://www.doshvozrast.ru/
4. Приложения.