«Воспитание сказкой».
Содержание |
№ страницы |
Пояснительная записка. |
3 |
Актуальность проблемы |
3 |
Сказкотерапия в лечении капризов
детей дошкольного возраста. |
5 |
Методологические основы
процесса социализации дошкольников. |
7 |
Воспитательная значимость сказки
при поддержании позитивной социализации дошкольников. |
9 |
Цели и задачи реализации программы |
10 |
Методические рекомендации по
реализации программы (количество занятий, режим и условия их проведения). |
10 |
Роль родителей в формировании
позитивных качеств личности. |
11 |
Предполагаемые результаты реализации программы. |
14 |
Содержание программы. |
15 |
Консультационная работа |
16 |
Информационные ресурсы. |
17 |
Приложения. |
17 |
Пояснительная записка.
«Сказка ложь, да в ней
намёк! Добрым молодцам урок». Эта цитата из «Сказки о золотом петушке» А.С.
Пушкина знакома многим с детства. Как выяснилось, сказка — это не просто
поучительная история. Иногда это ещё и «лекарство» от капризов, непослушания и
даже от страха темноты.
Актуальность
данной темы в том, что сказка естественная составляющая жизни детей. Наблюдая
за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно
заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, дети
раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев
сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.
Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя
индивидуальное творчество. Таким образом, возможности сказкотерапии уникальны в
коррекционно-развивающей работе с детьми, поскольку, позволяет обеспечить
комплексное воздействие на познавательно-речевое и физическое развитие ребенка.
По определению Т. Д.
Зинкевич – Евсигнеевой, сказкотерапия – это процесс образования связей между
сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса
сказочных смыслов в реальность.
Значение
сказок для воспитания и развития личности ребенка сводит к
следующим позициям:
1. Отсутствие в сказках
прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны,
вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи,
существующие в мире.
2. Через образы сказки
ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах
встречаются ситуации проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек:
борьба добра со злом, отрыв от родителей, выбор, взаимопомощь. Победа добра в
сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность. Испытания, выпавшие
на долю героев, помогают ребенку стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.
3. Отсутствие
заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой -
это собирательный образ, и ребенку легче соотносить себя с героем сказки и
стать участником сказочных событий.
4. Ореол тайн и
волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это
позволяет детям активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в
сказках.
Концепция
сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:
- Художественные
сказки: к ним мы относим сказки народные и авторские истории. В художественных
сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и
даже медитативный аспекты.
- Дидактические сказки создаются
педагогами для «преподавания» учебного материала. При этом абстрактные символы
(цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается
сказочный образ мира, в котором они живут.
- Психокоррекционные
сказки создаются для влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь
понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а
также объяснение ребенку смысла происходящего.
- Психотерапевтические
сказки. Сказки, врачующие Душу. Сказки, раскрывающие глубинный смысл
происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой
стороны. Они не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый
конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто
оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс
личностного роста.
- Медитативные сказки создаются
для накопления положительного опыта, снятия психоэмоционального напряжения,
развития личностных потенциалов.
Структура
занятий по сказкотерапии:
1. Ритуал «погружения»
в сказку. Создается настроение для совместной работы - прослушивание сказочных
мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.
2. Знакомство со
сказкой. Происходит чтение, либо прослушивание аудиозаписи.
3. Обсуждение. Ведущий
задаёт вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно
определяется ценность сказки, чему она может научить детей.
4. Арт-терапевтическая
работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.
5. Ритуал «выхода» из
сказки. Например, закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счёт «три» перенестись
из мира волшебства в комнату.
6.
Подведение итогов. По ответам на поставленные вопросы педагог интерпретирует
личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая
это индивидуально или при всей группе.
Какие
качества развивает использование сказкотерапии у ребенка:
• активность - от
эмоциональной разрядки, самовыражение в речевом действии;
• самостоятельность –
от поиска средств выразительности, проблемных ситуациях сказки, поиску способов
самовыражения в речи и движении;
• творчество - от
подражания в действии выразительном слове к совместному составлению словесных
описаний;
• эмоциональность - от
восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в
действии, ритме и слове;
• произвольность - от
переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных
выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
• связную речь - от
продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях,
пантомимических этюдах, сказочных образах.
Сказкотерапия в лечении
капризов детей дошкольного возраста.
Мне кажется, что воспитание детей никогда не было столь интересным и
приятным занятием, как сейчас. Нет, конечно, родители всегда любили своих детей
и заботились о них. Просто раньше методы воспитания больше походило на
дрессировку, капризы детей «лечили» наказанием, сейчас же их «лечат» сказками.
Термин сказкотерапия появился в отечественной психологии около 2-х десятков лет
назад, и сейчас детские психологи-практики вполне успешно лечат сказками
психологические расстройства гораздо серьезнее, чем «нежелание чистить зубы».
Самое интересное это то, что многие мамы и бабушки применяли
сказкотерапию на практике пожалуй веками, не задумываясь о научной подоплёке.
Да и меня саму, как маму, конечно же больше интересует этот аспект
сказкотерапии. А именно – лечение капризов моего ребенка с помощью сказки. Как
же еще можно повлиять на маленького человечка, которому и 3-х лет-то нет?
Разговоры разговаривать? Вряд ли ребенок в этом возрасте сможет долго слушать
поучительные разглагольствования своих родителей. А вот сказка – это как раз
то, что надо! Язык сказки гораздо более понятен маленькому человеку, и родители
могут использовать сказку для того, что донести до малыша необходимую
информацию, которая поможет откорректировать его поведение и научит тому, что
хорошо, а что плохо, что нравственно, а что нет. Это останется с ребенком на
всю жизнь, причем без давления со стороны родителей, помогая ему сохранить свой
независимый дух.
Существует несколько способов сказкотерапии, которые могут применять мамы
и папы для «лечения капризов» своего малыша. Первый – рассказывать ребенку
сказки, героями которых являются другие дети. Обычно главный герой наделен тем
недостатком, который вы бы хотели подкорректировать, например жадничает, не
хочет засыпать, бьёт других детей. Это не обязательно должен быть недостаток,
возможно это такая проблема, как боязнь темноты или нежелание оставаться без
мамы. В ходе сказки герой, попадая в приключения, учится преодолевать свои
страхи, или исправляет свое поведение. Второй способ очень похож на первый,
только героями сказок являются животные, наделенные человеческими качествами.
Некоторые психологи рекомендуют использовать именно этот метод. Я использую и
тот, и другой, и оба они показали свою действенность на практике. Правда мне
самой больше нравится вкладывать в сказки с животными познавательный смысл,
изучать вместе с ребенком окружающую среду и причинно-следственные связи. В
таких сказках я рассказываю о том, как растет морковь, или о том, что можно
больно обжечься, если потрогать огонь. Последний способ это тот, когда вы
делаете своего ребенка героем сказок и наделяете его теми качествами, которые
хотели бы привить своему малышу. Вы рассказывает о мальчике Ване, который
защищал слабых или о девочке Тане, которая хорошо кушала и маму слушала. Я
думаю, что каждый родитель методом проб и ошибок поймет, какой способ больше
всего подойдет его малышу.
Ведь уже так много раз мама объяснила, так много раз папа запретил.
А ваш малыш все равно делает или не
делает всё по - своему. И от количества родительских слов капризов меньше не
становится.
Но вы наверно замечали, что одно слово совсем чужого человека может
заменить тысячу слов родителей. Так уж устроены наши дети. Вот тут и приходи на
помощь родителям так называемый Антикапризин - сказки, сочиненные специально
для капризных мальчишек и девчонок.
Сказкотерапия - это один из древнейших методов передачи детям знаний,
социальных устоев и, конечно же, это метод, помогающий детям найти ответы на
вопросы, возникающие в различных ситуациях. Именно при помощи сказки родители
доносят до ребенка и формируют у него должное отношение к миру, моральные нормы
и правила.
Очень полезна сказкотерапия для капризной (непослушной) детворы.
Именно для наших "капризулек"
многие детские авторы сочиняют специальные сказки от капризов.
Методологические основы процесса
социализации дошкольников. Изучение
методологических и
теоретических аспектов проблемы
социализации позволяет определить понятие
«социализация» как процесс становления личности человека и его адаптации к социальной среде,
процесс становления системы внутренних регуляторов посредством освоения личностью норм, ценностей,
установок, выработанных обществом. В дошкольном образовании под этим термином
«социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении со взрослыми и
сверстниками, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения. Существует
разделение на «позитивную» и «негативную»
социализацию. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным
подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Негативная
социализация связана с получением нового
опыта путем наказаний, суровой критики, излишней морализации и
строгости — то есть негативных реакций окружающих.
Комплексные исследования
отечественных психологов и педагогов (Л.И. Божович, Н.Ф. Голованова, С.А. Козлова,
Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова, Е. В.
Субботский и др.) выявили актуальность проблемы социального развития ребенка, возможность и
необходимость педагогического управления им. Исследования показывают, что
процесс социализации определяется, с одной стороны, особенностями внешнего
воздействия на дошкольника; с другой — индивидуальными свойствами каждого
ребенка; с третьей - возрастными особенностями
протекания психических процессов у детей.
Результат позитивной социализации личности проявляется, по мнению исследователей, в способе регулирования поведения людей. Такое регулирование может быть внешним
(социальные нормы - требования, общественное мнение) и внутренним (моральное
сознание личности и степень добровольности поведения).
Показателями позитивной
социализации дошкольников
являются отношение ребенка к обществу, к
социально значимой для него деятельности и
степень сформированности социального опыта.
Критериями результативности процесса педагогического
содействия позитивной социализации детей дошкольного возраста можно считать:
• ознакомление дошкольников с первоначальными
представлениями социального характера и включение детей в систему социальных отношений через приобщение к элементарным нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в том числе моральным);
• накопление ребенком,
самостоятельно и под руководством взрослых, необходимого
социального опыта и, как следствие, развитие саморегуляции и социальных навыков;
• формирование у детей патриотических чувств, семейной ответственности, гендерной принадлежности и чувства принадлежности к мировому сообществу;
• формирование у дошкольников позитивного отношения
к миру. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка
осуществляется посредством преобразования его эмоциональной
сферы, которая начинает соотноситься с правилами поведения и взаимоотношений людей и
регулироваться ими. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным
нравственным критериям и отношениям. Дальнейшие накопления практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением
позволяют детям старшего дошкольного возраста усвоить модель позитивных
взаимоотношений с окружающим миром,
сверстниками и взрослыми людьми.
Усвоение нравственных
ценностей представляет собой
трехсторонний взаимосвязанный процесс, заключающийся во все более глубоком
понимании ребенком нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное отношение к ним.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста предполагает:
ü Формирование
основ нравственного поведения детей на основе восприятия и принятия норм
социального поведения людей.
ü Формирование
основ культуры поведения.
ü Позитивную направленность формирующейся
личности маленького ребёнка.
Таков постепенный
процесс позитивной социализации, усвоения
и активного воспроизведения ребёнком социального опыта.
Знакомство с основными
концептуальными положениями процесса социального развития дошкольников
позволяет сделать определённые выводы:
ü Дошкольный
возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека.
ü Социальное
развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной для них
деятельности по освоению предметного мира.
Для детей восприятие
сказки всегда было актуальным видом деятельности. В них наглядно и доступно для
ребёнка продемонстрировано освоение мира отношений между людьми.
Воспитательная значимость сказки при
поддержании позитивной социализации дошкольников. ФГОС устанавливает
основные принципы дошкольного образования (п.1.4):
ü Приобщение
детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества (п.1.4.6).
ü Учёт
этнокультурной ситуации развития детей (п.1.4.6).
ФГОС определяет задачи (п.1.6):
ü Объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п.1.6.5).
ü Формирование
общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных
качеств, самостоятельности и ответственности ребёнка (п.1.6.6).
«Программа направлена на создание
условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности…» (п.2.4).
Немаловажен факт, что
сказки способны помочь ребёнку, если у
него есть нарушения в поведении и общении. Сказкотерапия стала одним из
признанных методов лечения. Благодаря сказке даже младшему дошкольнику легче объяснить первые и главные понятия
нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Кроме того, ФГОС
(п.2.9) определяет, что в части программы, формируемой участниками
образовательных отношений, должны быть представлены самостоятельно
разработанные методики, формы организации образовательной работы с детьми,
направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях.
В связи с этим, по моему мнению, созданные другими педагогами сказки, могут
быть включены в эту программу.
К завершению дошкольного образования:
ü Ребёнок
обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.
ü Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других.
ü Адекватно
проявлять свои чувства
ü Ребёнок
различает условную и реальную ситуацию
ü Умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам
ü Может
соблюдать правила безопасного поведения и т.д.
Данные характеристики
являются необходимыми для формирования предпосылок перехода на следующий
уровень начального общего образования. Следует отметить, если вышеперечисленные
качества у ребёнка (выборочно приведённые) не достаточно сформированы, то они
могут быть достигнуты посредством использования сказок, используя
сказкотерапевтические приёмы.
Цели
и задачи реализации программы.
Цель
программы:
Устранение негативных
личностных образований и формирование позитивных качеств личности.
Задачи
программы:
1.
Выявить основные эмоционально-личностные
проблемы дошкольников.
2.
Формировать психоэмоциональную
устойчивость, позитивных черт личности.
3.
Помочь в преодолении негативных
поведенческих реакций.
4.
Научить ответственности за свои
поступки.
5.
Отследить динамику формирования позитивных
качеств личности у дошкольников в процессе применения методов сказкотерапии.
6.
Укрепить союз «Ребенок - Родитель -
Педагог» (+ консультирование родителей и педагогов).
7.
Продолжить работу над формированием
нравственного поведения.
Методические
рекомендации по реализации программы
(количество занятий, режим и условия их проведения).
Роль родителей в формировании позитивных качеств личности.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Консультационная работа
Информационные
ресурсы.
ü Зинкевич-Евстигнеева
Т. Д. «Практикум по сказкотерапии». — Санкт - Петербург: ООО «Речь», 2000.
ü Осипова
А. А. «Общая психокоррекция». - Москва, 2002.
ü Шорохова
О. А. «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников». — Москва: ТЦ Сфера, 2006.
ü Васькова
О. Ф., А. А. Политыкина «Сказкотерапия как средство развития речи детей
дошкольного возраста» – Санкт - Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015.
ü Маляренко
Феликс Васильевич. Методическое сопровождение к комплекту «Сказки о девчушках –
вреднюшках» (сборник песен и стихов). Издательство: Новый диск, 2012 г.
ü Хухлаева
О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. М., Академический
проект, 2007 г.
ü Доктор
Катрин Дольто – Толич. В темноте / [Пер.: Н. Василькова]. М.: Алтей, 2000.
А. М.
Виноградова, Г. Н. Година. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском
саду». Москва «Просвещение» 1987 г.
2. В. Г.
Нечаева. «Воспитание дошкольника в труде». Москва «Просвещение» 1983 г.
ü http://забрабочий.рф/news/media/2018/4/19/lekarstvo-ot-kaprizov/
ü сайт
«Мой счастливый ребенок»
ü https://www.labirint.ru/audio/341473/
ü zaeto.ru
ü Головей
Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2003.694 с.
Приложения.