Здоровьесберегающие
технологии в работе педагога – психолога.
Дошкольный
возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру
общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.
Число
новорожденных детей с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще
наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства у
детей. Среди причин этого:
1. Аномальное,
травматическое течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых
травмируются различные отделы центральной нервной системы ребенка; биологически
и социально незрелые родители;
2. Низкий
уровень психологической грамотности, явная невротизация психопатизация
определенного числа взрослых – родителей, нередко не умеющих вести себя гибко,
ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и
напряжением;
3. Кризисное,
переходное состояние нашего общества ощущение неопределенности и беспокойства у
значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся
эмоциональные нагрузки;
4. Раннее
начало обучения, усложнение учебных требований, особенности межличностной
коммуникации в детском коллективе.
Поэтому
в течение всего учебного года в работу педагога-психолога и воспитателей
необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие
интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного
результата в более короткие сроки.
Песочная
терапия. Стабилизирует
эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью
дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично
развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти,
мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие
коммуникативных навыков у детей.
Все
игры по песочной терапии делятся на три направления:
1. обучающие
игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что
он чувствует, тем самым развивает речь.
2. познавательные
игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира.
3. проективные
игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.
Используются
следующие упражнения:
-
«Песочный ветер» Ребенок через трубочку «выдувает» рисунок
-
«Песочная аппликация». Выполняется на листе бумаги на заданную или произвольную
тему.
-
«Следы». Создать отпечатки своих ладошек, пальчиков. Можно использовать фигурки
животных.
-
Проигрывание различных ситуаций, историй.
Сказкотерапия
– способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия
тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной
форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче
придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход
можно использовать для себя.
Можно
использовать следующие методические приемы:
-
Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;
-
Отгадывание сюжета или персонажей;
-
Превращение в сказку любой жизненной истории;
-
Сочинение сказки экспромтом;
Используются
следующие игры в сказкотерапии:
-
«Автопортреты». Участникам группы предлагается нарисовать автопортрет. Для
снятия напряжения необходимо сказать, что каждый имеет право не показывать свой
рисунок. Обсуждение – что хотел выразить автор, какие чувства вызывает у вас
этот портрет.
-
«Ассоциации». Каждый участник предлагает три свои ассоциации: он говорит, с кем
из сказочных героев ассоциируется он сам, и с кем – двое его ближайших соседей
по кругу. Если возникают вопросы, то ассоциацию желательно обосновать.
-
«Вещи». Игра дает возможность размышлять о многозначности вещей в жизни
человека. В игру могут на равных с реальными предметами включаться и сказочные:
меч-кладенец, скатерть самобранка и др. Участники делятся на 2 группы: первая
группа должна рассказать о достоинствах данной вещи и о тех опасностях, к
которым она может привести, если ее неправильно использовать. Задача второй
группы – угадать, о какой вещи идет речь.
-
«Волшебная палочка». Тот, к кому попадает волшебная палочка, говорит о своих
желаниях, ценностях, мыслей (в зависимости от целей, которые стоят перед
группой в данном случае).
Релаксация
– глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального
напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка,
голоса природы).
Варианты
упражнений:
1.
«Ленивчики»
Сегодня
мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного
полениться. Представьте себе, что все детки решили полениться, и легли
понежиться на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, детки дышат легко и
свободно. Так приятно отдыхать, на ковре тепло, спокойно.
Вы
спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши ручки, отдыхают ваши ножки
…(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное
тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание
совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного
покоя и тепла наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень
разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который
приносит хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три»
откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое
настроение.
2.
«Водопад»
Представьте
себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце.
Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш
необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы
стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет, как
мягкие волшебные снежинки, падает на ваши ручки. Но эти снежинки не холодные, а
теплые и пушистые, они легко прикасаются к вашим щечкам, лобику, задевают
шейку. Белый свет, который несут с собой волшебные снежинки, освещает ваши
плечики, животик, гладит ваши пальчики, ножки. Ваше тело становится мягким и
расслабленным. Всем деткам спокойно и приятно отдыхать под белым светом
водопада. Детки спокойно дышат, отдыхают. А теперь потянитесь и на счёт «три»
откройте глаза. Волшебные снежинки белого света наполнили вас свежими силами и
энергией.
3.
Релаксация «Цветок»
(Звучит
спокойная расслабляющая музыка.)
Сядьте
на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых
вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней
семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.
Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.
Нежится
цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая
головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите
на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову
вправо-влево.
4.
“Воздушные шарики”
Представьте
себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и
вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И
ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё
выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …
(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко,
спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора
возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три»
откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
5.
“Облака”
Представьте
себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе
облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо
и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно
и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки
лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как
облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому
облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете,
как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание
детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и
спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку.
Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Су-джок
терапия – оказывает тонизирующее действие на
ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем
органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает
необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или
соответствующие образы.
Варианты
упражнений:
1.
«Ежик».
(Прокатывая
массажёр между ладонями, проговаривает стихотворение)
Ходит
ежик без дорожек,
Не
бежит ни от кого.
С
головы до ножек
Весь
в иголках ежик.
Как
же взять его?
2.
«Дружба».
Дружат
в нашей группе (прокатывают между ладошками массажёр)
Девочки
и мальчики.
Мы
с вами подружимся (массируем массажными кольцами пальчики)
Маленькие
пальчики.
Один,
два, три, четыре,
Пять
– снова будем повторять…
3.
«Сад».
Палец
толстый и большой (дети массируют
большой палец)
В
сад за сливами ушел.
Указательный
с порога (массируют указательный палец)
Указал
ему дорогу.
Средний
палец самый меткий (массируют средний
палец).
Арт-терапия
— это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Это
особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для
исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может
выразить словами свое эмоциональное состояние. Использование арттерапевтических
технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами,
восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него
нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.
Список
используемой и рекомендуемой литературы:
1.
Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва, 2005.
2.
Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.
3.
Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми\\ Логопед. 2010. №1. С. 36-38.
4.
Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.
5.Колос
Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – Москва, 2006.
6.
С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003
7.Информация
с сайта: http://dohcolonoc.ru/cons/6055-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-rabote-psikhologa.html#